Назначение Ткачева связано с лобби по «Орловскому тоннелю»
Санкт-Петербург, 24 ноября - DIXINEWS.
Место главы аппарата губернатора Петербурга занял Илья Ткачев – вероятный ставленник вице-губернатора по транспорту Максима Соколова. Кадровые перестановки могут быть связаны с реинкарнацией проекта «Орловский тоннель» и лоббированием интересов лиц, деятельность которых в прошлом уже привела потере бюджетом города 1,2 млрд рублей.
На рабочем совещании членов правительства Петербурга 22 ноября было принято решение о замене руководителя аппарата губернатора города Александра Беглова. Юрия Смирнова на этой должности сменил Илья Ткачев. До кадровой ротации он более 2,5 лет был советником главы города.
Новый руководитель аппарата губернатора – вероятный «ставленник» вице-губернатора по транспорту Максима Соколова. На это указывают карьерные пересечения двух чиновников. Соколов в период с 2012 по 2018 годы возглавлял Минтранс РФ. Все эти годы Ткачев числился его советником. В марте 2019 года губернатор Беглов назначил Ткачева своим советником по транспорту. В декабре того же года, после ухода из министерства и кратковременной работы в компании «ЛСР», должность в Смольном получил и сам Соколов. И это не первая «перетасовка». После прихода экс-министра в администрацию города в транспортном блоке произошли перестановки. Руководящие места в комитетах, госпредприятиях и иных структурах (КРТИ, Комтранс, ГКУ ДТС, АО «ЗСД» и других) заняли лица, связанные с Соколовым по прежней работе в Минтрансе или соподчиненных ведомствах, что отмечалось крупными городскими изданиями.
По информации нашей редакции, назначение Ткачева связано с необходимостью усиления аппаратных позиций транспортного вице-губернатора для ускорения реализации «реинкарнированного» проекта «Орловский тоннель».
Его уже пытались построить в период с 2007 по 2012 годы. Максим Соколов, занимающий в то время должность председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), поспособствовал получению проектом стратегического статуса, а также привлечению инвестора – холдинга First Quantum (FQ), бенефициаром которой называли бизнесмена Виталия Южилина, к его прокладке. «Невская концессионная компания» (НКК, считается связанной с FQ), без конкурса получила право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Однако довести проект до конца не смогла. Из-за многократного удорожания проекта, проблем с подготовкой технической документации в 2012 году соглашение с НКК было расторгнуто. Скандалом завершились и попытки Соколова обеспечить протекцию проекту с поста главы Минтранса РФ. Бывший финансовый вице-губернатор Сергей Вязалов фактически обвинил Соколова в лоббировании интересов FQ, напомнив еще на ПМЭФ-2012 об экономической нецелесообразности проекта, множестве проектных ошибок и отсутствии пользы для города. Отказ от строительства тоннеля дружественной Соколову компанией привел к бюджетным потерям. Смольный выплачивал 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за фактически понесенные затраты на приобретение щита, хотя их объективность досконально не проверялась, в связи с чем высказывались подозрения в выводе средств.
Сейчас идею прокладки «Орловского тоннеля», несмотря на его пока что сомнительную пользу для города, вновь начали продвигать. В середине октября на форуме по транспортной инфраструктуре компания «Метрогипротранс» (МГТ) показала макет тоннеля вице-губернатору Соколову. В конце октября МГТ официально обратилась в администрацию Петербурга с просьбой рассмотреть возможность прокладки тоннеля с применением ГЧП (государственно-частного партнерства – прим. ред.), а потенциальным концессионером рекомендовала сделать «Группу ВИС». По «случайному совпадению» проект внезапно получил всеобъемлющую поддержку. Уже 11 ноября в Смольном прошло совещание с участием двух компаний и Соколова, на котором была представлена обновленная трассировка проекта. 23 ноября появились новости о требованиях к МГТ предоставить предпроект тоннеля в декабре и готовности администрации оперативно его рассмотреть.
Обращает на себя внимание то, что форма проекта и его интересанты все те же, что и 10-14 лет назад. Тоннель также планируют построить по концессии. Убирает все препятствия и обеспечивает согласования теперь уже вице-губернатор Петербурга Максим Соколов. И даже Южилина можно «рассмотреть» в идущих процессах. Например, МГТ, который актуализировал проект, является соучредителем «Ленметрогипротранса» (ЛМГТ), имея доступ к ее наработкам. Именно ЛМГТ разрабатывала проект «Орловского тоннеля». В свою очередь в СМИ конечным бенефициаром «Ленметрогипротранса» называют Виталия Южилина. Не исключено, что бизнесмен вновь заходит в Петербург, но теперь уже «окольными» путями.
Не исключено, что вице-губернатор Соколов создал благоприятные условия для обслуживания частных интересов. Пока в комитетах и аппарате губернатора сидят «свои люди», готовые помочь реализации проекта «нужными компаниями», не предвидится препятствий для осуществления планов.
Ранее высказывалась критика строительства «Орловского тоннеля». Автоэксперт Дмитрий Попов в комментарии «КП-Петербург» отмечал, что тоннель требует переделки набережных Невы. Необходимо обеспечить «приемку» транспорта с каждой стороны и обеспечить разгрузку Литейного и Большеохтинского мостов. Без подготовки же инфраструктуры реализация проекта приведет к ситуации, например, аналогичной нынешней на съезде с ЗСД на Богатырский проспект – из-за неурегулированного потока машин эта локация постоянно простаивает в пробках.