«Ксеньевский прииск» отмечает круглую дату в истории компании
Красноярск, 7 декабря - DIXINEWS.
История Ксеньеского прииска начинается с далёкого 1864 года. Именно в тот год, горный инженер Александр Черкасов открыл на северо-востоке Забайкалья большую золотую россыпь, о чем было уведомлены чиновники Санкт-Петербурга. Они то и приняли решение о начале золотодобычи. А в 1865 году губернский секретарь Каратаев выдал старателям разрешение на первый промывочный сезон. И ровно 155 лет назад работа здесь закипела, сообщает
«Мы до сих пор храним у себя на предприятии дореволюционные архивы с геологической информацией. Это официальные бумаги с водяными знаками в виде двуглавого орла с державой и скипетром. Когда на них смотришь, понимаешь, какое значение имела золотодобыча для нашего государства во все времена», - подчеркнул владелец «Ксеньевского прииска» Виктор Николаевич Литуев.
С того момента, старатели начали добывать золото из сезона в сезон. Добыча велась ручным способом, при этом объёмы были колоссальными – от 1,5 до 3 тонн драгоценного металла в год. Государство тоже не оставалось в стороне и начало реализовывать масштабные проекты, а именно строительство Транссибирской магистрали. Когда железная дорога дошла до промыслов, то местной станции дали название в честь Ксении, которая была прямым потомком знаменитого русского землепроходца, первооткрывателя дальневосточных земель Ерофея Хабарова. А само предприятие стало Ксеньевским в честь младшей дочери государя Александра III великой княжны Ксении, так как предприятие официально принадлежало царской семье и находилось в системе министерства имущественных отношений. Помимо золотодобычи, предприятие ещё боролось с международным бандитизмом, а по сути, пограничной охраной российских территорий в Забайкалье.
Говоря о золотодобыче, то в дореволюционный период на прииске добыли не менее 100 тонн драгоценного металла, а к 1917 году Ксеньевский стал отраслевым лидером в Восточной Сибири. Но ход истории непредсказуем.
Революция и последовавшая за ней Гражданская война сделали золотодобычу невозможной. Прииски переходили в руки то одних, то других, да и после окончательного установления в Забайкалье советской власти месторождение ещё долго не работал. Лишь с 1927 года Ксеньевский прииск вновь приступил к промышленному освоению месторождений, но уже в меньших объёмах (120 кг золота за сезон). Однако, в 1937 году был образован трест «Забайкалзолото», куда вошёл и Ксеньевский прииск. Объемы золотодобычи начали увеличиваться, а с началом Великой Отечественной Войны вся горная промышленность перешла на особый режим. Старатели работали почти на износ, ведь именно золотом рассчитывалось советское правительство за поставки по ленд-лизу, и именно золото должно было стать финансовой основой для восстановления народного хозяйства после войны.
В 50-ые годы на многих участках появились бульдозеры и другая техника. Но видоизменение структуры отрасли не способствовало развитию горной промышленности. К примеру, в 1957 году трест «Забайкалзолото» был ликвидирован, а Ксеньевский прииск начал подчинятся управлению цветной металлургии. Хоть и хрущёвские эксперименты легко стартовали, но они также легко и сворачивались. В результате, в 1963 году Совмин СССР своим распоряжением № 588-р восстановил трест «Забайкалзолото», в состав которого вошли и два прииска — Чикойский и Ксеньевский.
Всевозможные реструктуризации не помешали золотодобытчикам наращивать производство и к середине 70-х на Ксеньевском началась дражная добыча. Так, на пике работы в структуре Ксеньевского прииска функционировали аж 20 драг, что позволило предприятию выйти в разряд ведущих структур СССР, использовавших дражный флот. Три «золотых корабля» (№ 159, 161 и 164) продолжают работу в наши дни.
Но далее последовали новые реорганизации. Вначале прииск был включён в структуру созданного Амазарского ГОКа, а в 1988 году все отраслевые предприятия страны были напрямую подчинены управлению «Главалмаззолото» при Совете Министров СССР. Ну а потом грянул 1991 год…
Золотодобытчики вспоминают о том времени, как о страшном. Государство не рассчитывалось за сданное золото, ведь рыночные механизмы не были отработаны. В результате, крупные предприятия прекращали своё существование. Люди остались без работы и средств к существованию, а тогда старатели трудились из поколения в поколение и других доходов не было. Ксеньевский прииск ждала та же участь, но ему повезло. Спас месторождение Виктор Литуев.
«В конце августа девяносто третьего я принял участие в чековом аукционе, на котором продавались акции золотодобывающих предприятий Читинской области. Если мне не изменяет память, то Ксеньевский прииск приватизировался по второй модели, суть которой состояла в том, что 50% всех акций было продано за приватизационные чеки членам трудового коллектива акционерного общества открытого типа. Именно такая форма собственности была в тот момент у компании.
У меня тогда была своя организация, от имени которой я как участник аукциона и приобрёл 4% акций АООТ «Ксеньевский прииск». Так у меня появились первые, очень небольшие, активы этого предприятия. Затем у государственного объединения «Забайкалзолото» я приобрёл большую часть акций Ксеньевского прииска, причём по очень серьёзной рыночной цене, а не как многие предприниматели — за бесценок.
Ну а в дальнейшем я стал приобретать акции Ксеньевского в чековых инвестиционных фондах, которые ранее скупали их у работников прииска. В итоге к 1995 году я аккумулировал 83% ценных бумаг предприятия и инициировал проведение собрания акционеров, чтобы решить накопившиеся проблемы», - поделился воспоминаниями Литуев.
На собрание пришли те работники, кто ещё не продал акции. Они предложили прогнать «этого буржуя» в лице Виктора Николаевича, что его сильно удивило. Он лишь только сообщил, что на предприятии будет проходить инвентаризация. А позже выяснилось, что большую часть техники трудящиеся растащили по своим гаражам. Пришлось возвращать технику с помощью милиции.
Была ещё одна проблема. Закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» пока не был принят, поэтому отрасль лихорадило.
«С одной стороны, государство не рассчитывалось с нами за сданное золото и серебро. С другой — государство же требовало от нас вовремя и в полном объёме платить налоги. До сих помню этот дисбаланс: к 1997 году нам были должны за металл 12 миллионов долларов, а мы задолжали по налогам 4 миллиона долларов. И как мы могли в таких условиях пополнять бюджеты, платить зарплату, покупать технику и ГСМ? То есть в тех условиях мы реально выживали из последних сил, буквально на грани возможностей. Тогда генеральным директором Ксеньевского прииска был очень известный в отрасли человек, прекрасный специалист в области дражной добычи, кавалер двух орденов Ленина Виктор Михайлович Донов. Вот он и удерживал предприятие от развала из последних человеческих сил, а я как основной акционер всемерно ему помогал», - отметил Литуев.
В 1988 году Донова не стало, и Литуев взвалил весь груз на себя. Но тут подоспел новый «подарок» от государства – облигации Внешэкономбанка (вэбовки), которыми и рассчитывалось государство за сданное золото.
«При получении кредита банк брал в качестве залога и вэбовки, и все акции предприятия. Так что работали мы только на обслуживание кредитов. Даже зарплату платили из кредитных ресурсов. Как выжили — до сих пор не понимаю, ведь помимо финансовых задач приходилось решать и сугубо специфичные проблемы, например, бороться с хищениями на предприятии топлива и запчастей», - рассказывает Виктор Литуев, подчеркнув, что дальнейшее развитие предприятия приобрело динамичный характер, благодаря тому, что у Виктора Николаевича появился гениальный помощник – его сын Егор Литуев. Он с головой ушёл в работу в качестве генерального директора ПАО «Ксеньевский прииск» и внедрённые им управленческие и отраслевые схемы вывели компанию на лидирующие позиции в горнопромышленном комплексе Забайкалья.
Суть новых схем Егора Литуева заключается в том, чтобы вовлекать в процесс золотодобычи сторонние отраслевые компании, обеспечивая их всем необходимым для работы. На сегодняшний день на подряде у ПАО «Ксеньевский прииск» работают несколько компаний: ГК «Светлый альянс», «Восток», ООО «Альянс голд», ООО АС «Горизонт», ООО «АЗК», ООО «Стрелец», ООО «Полюс плюс» и другие.
Подрядная схема работы себя полностью оправдала. Об этом свидетельствуют даже сухие цифры. Если в 1992 году Ксеньевский прииск добывал 400 килограммов золота, то с подрядчиками: в 2016 году — 737 килограммов; в 2017 году — 957,8 килограмма; в 2018 году — 1 тонна 311,5 килограмма; в 2019 году — 1 тонна 515,3 килограмма.
ПАО «Ксеньевский прииск» демонстрирует рекордные показатели. Неслучайно предприятие стало победителем в номинации «Лидеры по производительности труда в металлургии России» всероссийской премии «Производительность труда: лидеры промышленности России».
Стоит отметить, что руководители «Ксеньевского прииска» уделяют большое внимание внедрению экологических программ, чтобы вред природе Забайкалья был минимальным. За последние 4 года компания рекультивировала сотни гектаров земель, а также внедрила технологии, позволяющие снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Уделяет внимание предприятие и социальному направлению: перечисляет на благотворительность десятки миллионов рублей, помогает школам, детским садам, детским домам и медицинским учреждениям. Также на собственные средства Виктора и Егора Литуевых был возведён храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Руководители ПАО «Ксеньевский прииск» следуют принципу: Забайкалье — исторически наша земля. Здесь жили и работали наши предки, здесь живём и работаем мы, здесь должны жить и работать наши потомки. Такой подход органичен для предприятия со 155-летней историей.